Таким образом, регулятор решил понаблюдать за реакцией рубля на валютные операции, объявленные Минфином, потому что еще нет понимания, станут ли они дополнительным препятствием на пути к таргету по инфляции в 4%.
Минфин в середине января заявил о том, что выйдет на валютный рынок для минимизации зависимости курса рубля от волатильности нефтяных цен. Минфин и ЦБ тогда заявили, что реакция этих операций на рубль будет нейтральной.
С учетом изменения внешних и внутренних условий потенциал снижения ключевой ставки Банком России в первом полугодии 2017 года уменьшился, — отметил регулятор в своем заявлении.
Заседание совета директоров ЦБ совпало с объявлением Минфина о первых объемах покупок валюты ежедневно на 6,3 миллиарда рублей. Это решение побудило ЦБ более категорично подойти к риторике заявления, считают аналитики.
Комментарий регулятора отчасти служит цели, как и само решение ЦБ, нейтрализации возможного негативного эффекта от того, что Минфин начинает покупать валюту. Это гипотетически может усилить инфляционный риск и, соответственно, создать дополнительное давление на курс рубля, а ЦБ не заинтересован в сильном ослаблении курса рубля, — отметил экономист финансовой группы БКС Владимир Тихомиров.
Возможная реакция рубля
Аналитики не ждут серьезного влияния на рубль валютных операций Минфина, ссылаясь на опыт 2015 года. Тогда ЦБ заявил, что повышающиеся цены на нефть позволяют регулятору нарастить международные резервы, заметно оскудевшие осенью 2014 года. Даже был выбран комфортный уровень в 500 миллиардов долларов.
ЦБ тогда покупал валюту в мае-июле 2015 года, и за два с половиной месяца было куплено более 10 миллиардов долларов. Затем ЦБ отложил пополнение резервов "до лучших времен".
Если сравнить ситуацию с картиной, когда ЦБ вышел на рынок с интервенциями 14 мая 2015 года, то интервенции были в объеме 150-200, а то и 400 миллионов долларов в день до 28 июля. Сейчас будет порядка 100 миллионов долларов в день, то есть в среднем в два раза меньше, чем было. Плюс тогда цены на нефть были 64-65 долларов за баррель против около 57 долларов за баррель, то есть нефть торгуется существенно ниже. То есть, влияние в любом случае этих покупок должно быть ниже, чем в 2015 году. В 2015 году курс рубля это не обвалило, но влияние, конечно, было, — полагает главный аналитик Нордеа банка Ольга Лапшина.
С ней согласен и Тихомиров из БКС.
Мне кажется, покупки валют для резервов не будут иметь существенного влияния на валютный рынок. У нас был опыт мая-июля 2015 года, когда такого рода в таких же объемах осуществлялись ежедневные покупки. Тогда это практически никакого эффекта на курс валюты не оказывало, — напомнил экономист.
Аналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов также полагает, что влияние операций Минфина будет ограниченным: ослабление рубля в условиях восстановления цен на нефть будет в пределах 3-5 рублей максимум.
При этом Лапшина из Нордеа банка отметила, что наряду с другими факторами инициатива Минфина послужила "дополнительным камешком, который склонил чашу весов" к тому, чтобы пока не снижать ставку и подождать данных по нефти, прогноза по урожаю и других внутренних факторов.
Лапшина не исключила, что жестким тоном заявления ЦБ оставил себе пространство для маневра на случай необходимости пополнения резервов с целью балансировки курса рубля при высоких ценах на нефть.
Сейчас нефть идет довольно высоко, и если цены повысятся выше 58 долларов за баррель, что мы исключать не можем, то рубль тогда может показать дальнейшее укрепление. Соответственно, покупок Минфина уже не хватит для того, чтобы нивелировать этот эффект и, возможно, ЦБ может тоже объявить о возможном выходе с валютными интервенциями, — пояснила свою логику аналитик.
"Проблемы китайской экономики тоже является фактором риска для всех развивающихся стран, в том числе для России. Если будет происходить последовательное и достаточно быстрое замедление темпов роста Китая, то это будет выражаться в падении цены на нефть и ослаблении спроса на риск, что будет негативно отражаться на рубле", — отметил Мурашов.
Смещение горизонта
"Ястребиная" тональность регулятора не смутила рынок, который по-прежнему ожидает снижения ставки по итогам 2017 года. Главный экономист Евразийского банка развития (ЕАБР) Ярослав Лисоволик считает, что о радикальной смене курса денежно-кредитной политики или уменьшении масштаба снижения ставки речи не идет, может несколько сместиться горизонт снижения ставки в рамках этого года.
Я по-прежнему считаю, что мы увидим 100-150 базисных пунктов снижения в течение этого года. Но я думаю, что с точки зрения ближайших перспектив, наверное, действительно ЦБ хочет в большей степени понять уровень внешних рисков, которые, в соответствии с заявлением, остаются высокими, — отметил Лисоволик.
В Бинбанке считают, что к концу 2017 года ключевая ставка снизится до 8,5-9%.
Мы ожидаем, что на фоне благоприятной внешней конъюнктуры интервенции Минфина лишь будут препятствовать укреплению рубля на фоне растущей нефти, но не смогут спровоцировать его резкое ослабление. Соответственно, слабый рост экономики и устойчивый рубль будут способствовать сохранению низкой инфляции и откроют ЦБ возможности по дальнейшему снижению ставки, — полагает заместитель директора центра макроэкономического прогнозирования и инвестиционной стратегии Бинбанка Наталия Шилова.
Однако главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова не разделяет эту точку зрения.
Я реально не жду снижения ставки в этом году. Они просто не смогут ее снижать, потому что с приходом Дональда Трампа вероятность того, что ФРС США придется дополнительно или быстрее ужесточать политику, повысилась. Трудно Центральному банку развивающегося рынка идти против ФРС. Я опасаюсь, что внешний контекст не создаст условий для снижения ставки. Хотя, скорее всего, ЦБ будет пытаться как-то идентифицировать окно возможностей для снижения ставки, — отметила она.
Лапшина из Нордеа-банка напоминает, что ЦБ сохраняет базовый прогноз с ценой нефти 40 долларов за баррель, таким образом не верит в долгосрочный восходящий тренд.
Понятно, что на следующем заседании в марте ключевая ставка снижена не будет. Не исключено, что ЦБ снизит во втором квартале 2017 года ставку на 50 базисных пунктов, но это не изменит сильно инфляционную картину, — считает эксперт.
Более оптимистичных действий от ЦБ ждет Тихомиров из БКС. По его мнению, регулятор уже на следующем заседании может приступить к снижению ставки на 0,5 процентного пункта.