суббота, 23 апреля 2016 г.

Россияне стали больше давать друг другу взаймы

Объем рынка p2p-кредитования (кредитования физлицами друг друга с использованием специальных площадок-посредников) в 2015 году вырос. Это следует из нового отчета ЦБ по результатам анкетирования краудфандинговых и краудинвестинговых площадок. Рост популярности p2p-кредитования эксперты связывают с кризисом банковской отрасли и снижением доверия к микрофинансовым организациям (МФО).


Как сообщается в новом отчете ЦБ, опубликованном на сайте регулятора, количество участников рынка p2p-кредитования как физических, так и юридических лиц в прошедшем году заметно увеличилось. Займы в 2015 году получили 2 850 человек, а предоставили их 2 460 человек, из них 662 человека (26,9%) — впервые. Для данного рынка характерна высокая концентрация — на долю одной из площадок, принявших участие в анкетировании, в 2015 году пришлось 60,6% выдачи и 91,9% портфеля таких займов. На этой площадке существенная часть выдач приходилась на относительно крупные займы — от 500 тыс. до 1 млн руб. 76% заемщиков приходят на площадку за кредитом повторно.


Средний объем займа, предоставленного с использованием инфраструктуры посредников, составил 18,3 тыс. руб. на одного заемщика. Общий объем портфеля рынка p2p, по расчетам ЦБ, составил 167,8 млн руб. Совокупный объем займов, осуществленных с использованием краудфандинговых площадок, в 2015 году составил 52,2 млн руб., из них 45,8 млн руб. пришлось на займы размером до 30 тыс. руб. По словам ведущего аналитика компании EXANTE Евгения Славнова, рост рынка p2p является закономерным следствием падения реальных располагаемых доходов населения, вызванных ростом инфляции, девальвацией национальной валюты и сокращением экономики, а также ухудшением положения в банковском секторе.

Это приводит одновременно к двум важным последствиям. С одной стороны, многие из жителей России испытывают острую нехватку денежных средств и пытаются решить эту проблему, занимая в банках/МФО/через p2p. Другая же часть населения, имеющая свободные средства, ищет максимально доходные варианты их размещения — и кредитование заемщиков через p2p-сервисы, хоть и сопряжено с определенными рисками, сулит неплохую доходность,— поясняет он.

Параллельно наблюдается охлаждение кредитования частных лиц в банковском секторе, в результате чего по факту многие физлица не могут получить кредит в банке из-за ужесточившихся требований к заемщикам. Микрофинансовые же организации уже не вызывают прежнего доверия из-за чрезвычайно высоких ставок и участившихся скандалов, в частности, связанных с их обращением к коллекторам по итогам невозвратов. «Сервисы p2p-кредитования предлагают намного более разумные ставки»,— отмечает господин Славнов.


Помимо анкетирования сервисов p2p, отмечается в сообщении ЦБ, регулятор провел ряд встреч с представителями рынка с целью выявления тенденций развития, оценки рисков и формирования подходов к регулированию краудфандинговой / краудинвестинговой деятельности. О планах ЦБ по созданию правовых норм регулирования для подобных площадок ранее сообщал начальник главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности ЦБ Михаил Мамута (см. “Ъ” от 18 апреля). Соответствующий законопроект, по его словам, будет подготовлен в течение 2016 года. Предполагается определить требования к самим площадкам, принципы организации бизнеса, вопросы защиты прав инвесторов, непрерывность деятельности, гарантии для инвесторов и заемщиков, отчетность, системы управления рисками, противодействие недобросовестным практикам, поясняли тогда в ЦБ. В ходе встреч с представителями краудфандинговых площадок регулятор обратил внимание участников рынка на важность надлежащей идентификации клиента и уровня достаточности процедур скоринга как заемщиков, так и кредиторов. Кроме того, была отмечена важность проведения работы по повышению квалификации инвесторов и введения критериев их отбора для участия в краудинвестинговых проектах.


Мария Сарычева


Сталкер футболки в уфе Футболка с флагом англии

Комментариев нет:

Отправить комментарий